Рецензирование учебного издания

В учебном издании одним из важнейших процессов, тесно связанных с качеством будущего издания, является его рецензирование и оценка.

Рецензирование учебных изданий, используемых в образовательном процессе, проводится с целью оценки соответствия их содержания федеральным государственным образовательным стандартам или государственным образовательным стандартам, программам учебных дисциплин, современному научному и технологическому состоянию соответствующей сферы деятельности, а также требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных изданий.

Замечания и рекомендации рецензента помогают автору и редактору доработать издание для его лучшего восприятия обучающимися. Экспертная оценка содержания учебного издания дается на заседании кафедры, заседании Методического совета института и заседании профильной секции Научно-методического совета ГУУ.

На учебные издания рецензенты должны быть внешними. Рецензию учебного издания условно можно разделить на две части: паспортную, содержащую точные сведения о будущем издании, и оценочную, в которой рецензент должен выразить свое отношение к содержанию авторского текста рукописи.

Паспортная часть рецензии должна содержать информацию об авторе учебного издания, его названии, серии, объеме в авторских листах, количестве формул, таблиц, иллюстраций.

При оценке авторского текста рецензенту необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Дать объективную оценку: актуальность, читательский адрес (для кого предназначено учебное издание).
  2. Определить соответствие материала требованиям учебного процесса и содержанию программы курса. Обосновать необходимость отступления от программы в случае его целесообразности.
  3. Оценить, соответствует ли уровень изложенного материала требованиям современного уровня знаний.
  4. Определить, отвечает ли содержательная часть издания с методической точки зрения требованиям преподавания данной дисциплины.
  5. Проанализировать полноту и качество дидактического аппарата: насколько методически верно подобраны контрольные вопросы и задачи; насколько полно представлены элементы справочно-библиографического аппарата, а также введение, заключение, приложения.
  6. Оценить возможность использования издания для самостоятельной работы обучающегося по изучению данной дисциплины.
  7. Оценить правильность и точность определений и формулировок, общепринятой терминологии.
  8. Оценить достоверность и актуальность приводимых сведений, фактов, примеров.
  9. По специальным дисциплинам оценить соответствие величин, определений, понятий и обозначений, представленных в издании, принятым в учебных изданиях.
  10. Дать оценку литературного стиля.
  11. Оценить возможность использования учебного издания при изучении смежных дисциплин.
  12. Сделать обоснованные выводы о качестве авторского текста и возможности его издания в ГУУ с рекомендацией к опубликованию: доработать, переработать, издать или отклонить.

В рецензии также необходимо указать следующие сведения о рецензенте: научная степень, звание, должность, место работы. Эти сведения должны быть заверены печатью организации, где работает рецензент.