Учебные издания – издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на обучающихся разного возраста и ступени обучения.

  1. Название учебного издания должно соответствовать названию учебной дисциплины (или ее раздела), присутствующей в учебном плане подготовки обучающегося, или названию новой дисциплины (авторского курса), введенной в учебный план подготовки обучающегося.
  2. Вид издания определяется по ГОСТу 7.60−2003, в котором приведен полный список изданий, а также в справочно-инструктивных материалах, разработанных Советом по издательской деятельности высших учебных заведений России при Министерстве образования и науки Российской Федерации, облегчающих установление различий между учебными, научными и производственно-практическими изданиями.

 

Виды учебных изданий:

Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяющий фундаментальные знания, включенные в учебник.

Читательский адрес пособия уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенных в учебнике. Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам.

Текст лекций – учебно-теоретическое издание, частично освещающее содержание учебной дисциплины (ее раздела) либо выходящее за рамки учебной программы и отражающее материал, читаемый определенным преподавателем.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения.

Учебная программа – учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность преподавателя, так и работу обучающихся.

Сборник задач (упражнений) – учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела).

Практикум – учебно-практическое издание, содержащее задания, описание лабораторных работ и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса (или его раздела).

Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета.

Методические рекомендации и указания – методические издания, содержащие пояснения по определенной теме, разделу или вопросу дисциплины, роду деятельности.

Следует обратить внимание на то, что принадлежность произведения к тому или иному виду окончательно определяет издательство, автору же необходимо лишь знать, над каким видом издания (учебным пособием, монографией, практикумом, методическими указаниями или учебной программой) он начинает работать. Это позволит правильно поставить цели и задачи при работе над служебным произведением, так как структура издания, его содержание, характер изложения учебного материала зависят от вида издания.

В учебном издании даются специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом сведения, характеризующие основы науки и практической деятельности в соответствующей области.

Общие требования к тексту учебного издания определяются целями и задачами учебного процесса в образовательной организации.

Монография не является учебным пособием или учебником, но может быть использована в учебном процессе как дополнительная литература.

К Методическим изданиям относятся: сборники задач (упражнений), практикумы, рабочие тетради, методические рекомендации и указания.

В методических изданиях отражается методика выполнения отдельных заданий и поясняется характер действий при выполнении определенной работы. В случае необходимости приводятся формулы, графики, примерные расчеты.

Текст методических изданий (указаний, рекомендаций и т.д.) должен быть изложен последовательно в соответствии с основной образовательной программой курса, кратко и ясно с учетом современной терминологии, ГОСТов, отечественных и международных стандартов.

Рекомендуемый перечень разделов основного содержания методического издания:

  • цель изучения дисциплины или выполнения работы (лабораторной, курсовой и т.д.);
  • порядок изучения дисциплины или выполнения работы;
  • варианты заданий;
  • примеры типовых расчетов;
  • содержание отчета (о лабораторной работе, учебной или производственной практике и т.д.);
  • контрольные вопросы;
  • список литературы.

Структура и содержание программы учебной дисциплины определяются методическими рекомендациями по разработке программы учебной дисциплины для подготовки бакалавров и магистров.

ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ